Главная / Лето / Намцы. История и этнография.

Намцы. История и этнография.

ЯКУТСК – МАРХА – НАМЦЫ.
Историко-этнографическая экскурсия в Намский улус.

Маршрут: Якутск – п. Марха – п. Кильдямцы – п. Никольцы – п. Намцы.
Продолжительность: 10-11 часов.
Темы: дореволюционная ссылка, земледелие, деревянное зодчество, традиции и культура.
Даты: по запросу

Программа

09:00 Отъезд от гостиницы в Якутске.
09:45 – 10.30 Остановка в п. Марха. Обзорная экскурсия «Религиозная ссылка в Якутии. Скопцы».
11:00 – 11.30 Остановка в п. Кильдямцы. Обзорная экскурсия «Деревянное зодчество русских земледельцев».
13.00 – 14.00 Остановка в п. Никольцы, Намский улус. Обзорная экскурсия «Никольская слобода. История земледелия в Якутии».
14.30 – 15.00 п. Намцы. Время для обеда в столовой.
15.00 -16.30 п. Намцы. Посещение Намского историко-этнографического музея им. П. Сивцева (открыт в рабочие дни).
18:30 – 20.00 Обратный проезд в Якутск. При наличии времени и солнечного света остановка в Ус Хатын, местности проведения якутского праздника Ысыах.
20:00 –  Возвращение в гостиницу.

График передвижения может измениться в зависимости от количества и продолжительности остановок по маршруту.

Стоимость

Тарифы на сентябрь-октябрь 2018 года

  • Для групп от 10 человек = по запросу.
  • Для группы из 4 человек = 4500 руб./чел.
  • Для группы из 3 человек = 5500 руб./чел.
  • Для группы из 2 человек = по запросу.
  • Индивидуально = по запросу.

Включено:

  • услуга гида-экскурсовода;
  • транспорт, горячий чай.

Не включено:

  • входной билет в Намский музей;
  • питание;
  • услуга переводчика.

История Якутия 18-19 веке

Дореволюционная ссылка

Якутск как отдаленный город Сибири сделался пунктом, куда правительство высылало ссыльных всех категорий. Ссылку в Якутск мы наблюдаем со второй половины XVII столетия. В Сибирь при царе Михаиле Фёдоровиче пошли разгромленные запорожцы, при Алексее Михайловиче — гилевщики за Коломенскую смуту, многие сотни казаков Степана Тимофеевича Разина.  В Якутск в 1860 году прибыла 319 человек. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов. Но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год, и в 1881 году достигло 1211 человек.
«Поселок Кильдямцы основано в 1883 г в тридцати верстах от Якутска на берегу р. Кильдямки и озера Неджели. В середине 19 века в местности Мардьай впервые поселились русские хлеборобы — пашенные крестьяне. Так появилось нынешнее село Кильдямцы. С тех пор, больше ста лет, Тулагино-Кильдямские жители находятся в постоянном общении с русскими. Они научились у русских хлебопашеству, овладели культурными бытовыми навыками. В поселке по сей день сохранились уникальные памятники сибирского деревянного зодчества. Скопцов же сюда сослали в ХIХ веке. Будучи зажиточными людьми, они скупали и брали в аренду земли, принадлежащие в основном местным казакам…».
«По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть… В одном из документов начала ХХ века сообщается: «Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей» …»
«Памятник борцам за установление советской власти в Якутии. Стратегическая высота у Кильдямцев. Хотя в этом месте боев и не было, но по рассказам здесь красноармейцы расстреливали врагов в лице местного населения, потому почти все население Кильдямцев покинуло селение и примкнуло к повстанческому отряду…»